Логотип сайта

Инструкция о том, как обустроить Братский дом

Изображение записи

Читая в Библии о городах-убежищах, понимаешь, что эти города – прообраз Церкви Христовой, где грешники могут укрыться от врага душ – дьявола. Но я посмотрел на это немного под другим углом и увидел … инструкцию от Бога как обустроить Братские дома! Если проложить параллель между городами-убежищами и Братскими домами, то увидим, что, место расположения, дороги к ним, приём, правила внутреннего распорядка, жильё, работа и прочее – точное руководство по обустройству Братских домов…

Исторический экскурс

У многих народов древности некоторые священные места считались неприкосновенными для людского суда, и потому преступники находили в подобных местах спасение от мести и уголовного преследования. Следы этого сохранила и Библия.

Так, Адония, боясь преследования царя за свои деяния, спасаясь от возмездия, прибежал и ухватился за рога жертвенника, полагая, что никто не решится осквернить святое место политической казнью. «Адония же, боясь Соломона, встал и пошёл и ухватился за роги жертвенника…» 3 Цар., 1, 50.

Также и Иоав – единомышленник Адонии: «И убежал Иоав в скинию Господню, и ухватился за роги жертвенника. И пришел Ванея в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь: выходи…». (3 Цар. 2:28,30). Впрочем, это святое место убежища не спасло Иоава. Он был умерщвлен, несмотря на принятую предосторожность.

В другом месте, библейский законодатель предписывает казнить умышленного убийцу и при этом прибавляет, что даже от жертвенника Божьего его нужно увести на казнь — «а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть». Исх., 21, 14.

Этот последний текст не только указывает на существование у евреев старинного верования о спасительности для преступников жертвенников, посвященных Богу, но и показывает, что законодатель ограничивает применение старого обычая.

 

Какую параллель мы можем здесь увидеть? В Писании читаем, что  «… противник ваш  диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». 1 Петр.5,8 – и спасение от него только у ног Христа. Так вот, Братские дома для грешников – это как раз место, где они могут укрыться от стихий этого мира.

 

Для кого города-убежища?

Первоначальное учреждение городов убежищ подробно описано в книге Чисел. Как в патриархальные времена до Моисея, так при Моисее и после него человеческая жизнь считалась весьма священной.

Сознательный убийца был осуждаем на смерть и, даже убивши своего ближнего ненамеренно, подвергался опасности отмщения со стороны его ближайшего родственника .

Впрочем, эта суровая справедливость растворялась милосердием, так как для таких невольных убийц были назначены особые города: три Моисеем на восточном берегу Иордана и три Иисусом Навином на западном, как города-убежища, в которые мог бежать и спасаться невольный убийца и оставаться в них, по исследовании дела, до смерти первосвященника.

Причем доступ в такие города был открыт как для евреев, так и для пришельцев: «Для сынов Израилевых и для пришельца и для поселенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убившему человека неумышленно» Чис. 35:15

 

Сегодня – многие грешники, совершившие проступки перед Богом нуждаются в спасении. И не важно – был человек верующим или нет до этого момента – в Братский дом принимают всех, кто хочет избежать вечной гибели!

 

Что это были за города убежища, для чего они служили?

«Из городов, которые вы дадите левитам, будут шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; и сверх их дайте сорок два города: всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них…

…И сказал Господь Моисею, говоря:  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд.

Городов же, которые должны вы дать, городов для убежища, должно быть у вас шесть…»   Чис. 35: 6-7, 9-13

 

Т.е. на 48 городов в Израиле – 6 городов убежищ! Вот бы у нас так было – на каждые восемь Домов молитвы – один Братский дом. Посчитайте в своём регионе – сколько у вас домов молитвы? А сколько Братских домов. Если не сложно, напишите в комментариях ваши подсчеты….

 

Это города, где проживали Левиты

«Эти города с проживающими в них левитами будут у вас местами убежища от мстителей, дабы не погибнуть людям, обвиняемым в убийстве, прежде чем предстанут они перед судом общины.  Таких городов, определенных вами для убежища, должно быть шесть:  три по эту сторону Иордана и три в самой земле ханаанской». Чис. 35: 12-13.

 

Обратите внимание – в городах должны проживать ЛЕВИТЫ! Это люди, которые посвятили себя служению Богу!

Убежище предоставлялось хоть для еврея, хоть для язычника!

Авторы Талмуда и позднейшие авторитеты, восстанавливая по Библии и преданиям статус городов-убежищ, утверждают, что спасающийся от кровной мести имел право искать убежища во всех 48 городах левитов, но в шести городах-убежищах это право предоставлялось ему безоговорочно и безвозмездно, тогда как в остальных 42 городах он мог проживать только по специальному разрешению общины и должен был платить за жилье.

Так же и в Братском доме – человек, который приходит, ему предоставляется бесплатно место, где он может жить. Удобства минимальные, но это лучше, чем теплотрасса или блатхата, где можно погибнуть от греха.

 

Как выглядели города-убежища?

Города-убежища выглядели как обычные города средней величины, и в них жили не только убийцы.

Необходимо было позаботиться, чтобы в этих городах было все необходимое для нормального существования беженцев — как в материальном, так и в духовном плане.

Так, города должны были располагаться там, где есть водные источники. Если источников не было, в город доставлялось необходимое количество воды.

Число жителей города должно было быть достаточным, а если население сокращалось, туда переселяли людей из других мест. Здесь должен был быть рынок, где продавались продукты, одежда, утварь, медикаменты и т.д.

Здесь должны были быть синагоги и дома учения.

Города-убежища были только умеренного размера, поскольку, если они были слишком маленькими, могла возникнуть нехватка еды, что вынудило беженца подвергнуть себя опасности, покинув город в поисках пропитания, и, если они были слишком большими, тогда мстителю за кровь было бы слишком легко спрятаться в толпе; тем не менее, окружающий регион должен был быть довольно густонаселенным, так как таким образом можно было бы легче отразить атаку мстителя за кровь.

 

Из практики служения в Братских домах видим аналогию: в очень маленьком Братском доме – бывает недостаток, в т.ч. и духовного попечения, а в большом возникают хитрецы, которые пытаются спрятаться среди других…

 

Все ли могут укрыться?

Город-убежище

 «Иное дело, если кто ударил другого, скажем, железным каким-то орудием и убил человека. Ударивший — точно убийца и должен быть предан смерти.  И если кто ударил другого камнем, которым можно убить, и человек от того умер, совершивший сие — убийца, и его следует казнить.  То же и с деревянным орудием, которым можно убить: если и таким кто ударит человека, и тот умер, то ударивший тоже убийца, которого надлежит предать смерти.  С таким убийцей пусть расправится его кровный мститель: как только встретит его, сразу же пусть совершит приговор.  И если кто из ненависти толкнет какого — либо человека, а то и бросит со злым умыслом в него что-нибудь, и тот умрет;  или когда ударит какой-нибудь человек, движимый враждой, другого рукою своей, и тот тоже умрет, то виновного в смерти следует считать настоящим убийцей и, значит, нужно непременно предать смерти. Как только встретит его кровный мститель, сразу же должен убить.  Но если неумышленно, не из вражды толкнет ….

…Обвиняемого в убийстве следует предать смерти, если есть показания двух или трех свидетелей; по показаниям одного свидетеля никто не может быть казнен». Чис. 35, 16-22, 30.

 

Даже в суровое ветхозаветное время был порядок – не все могли укрыться. Если преступление умышленное и человек его долго вынашивал – он надлежал суду. Так и в Братском доме: если человек совершил преступление и думает «отсидеться» в Братском доме – не получится. Рано или поздно ему придется отвечать по Закону за свои  злодеяния. Братский дом это не место, где «прячут» преступников, это место, где прячутся грешники.

 

Место покоя или место искупления?

Согласно классическим раввинским авторитетам, города-убежища были не местами защиты, а местами, где совершалось искупление. Тот, кто пришел укрыться в городе-убежище, должен был осознать свою греховность!

Город-убежище не только дает убийце защиту от мести, но и представляет для него кару за неосторожность. И кара эта носит публичный  характер: воспрещается денежным выкупом, данным родственниками потерпевшего, освободиться от обязанности жить в городе-убежище (Чис. 35, 32); и за неосторожное лишение жизни виновный платился лишением свободы порой на весьма продолжительный срок. Если человек ненамеренно убил другого, то, спасаясь от мести родственников убитого, он вынужден был оставить семью, место, где живет, и бежать в один из городов-убежищ – туда, где закон гарантировал ему безопасность. Однако это была не только личная необходимость, но и обязанность, предписанная законом.

Фактически города-убежища были местами ссылки, оставаться в которой убийца был обязан до тех пор, пока не умрет первосвященник.

 

Т.е. человек, попавший в Братский дом должен понимать, что он не курорт попал, а в место, где необходимо осознать себя грешником, примириться с Богом и своей семьёй (если связь нарушена).

 

Цель «ссылки»

Данный закон одновременно решал три проблемы:

  • Это было наказание убийце за его халатное отношение к жизни других людей;
  • Отдалившись от той обстановки, в которой жил, убийце представлялась возможность исправиться и начать с большей осторожностью относиться к жизни других людей, а также вдумчивей и ответственней к своей. Ведь, оказавшись вдали от близких, на новом месте, в новой среде, в окружении людей, отягченных подобной же виной, постоянно ощущая бремя наказания, человек не мог не задуматься и остаться таким же, как и был;
  • И наконец, нахождение в городах-убежищах давало возможность сохранить свою жизнь, поскольку родственники убитого имели право отомстить за пролитие крови, убив убийцу, если тот оказывался вне пределов города-убежища.

 

Что же мы видим в Братских домах? То же самое!

  • Человек сам не может выпутаться из греховной жизни – а причина, в основном, его неправильное поведение и греховность.
  • Добровольная изоляция от людей и общества в целом – служит ему хорошим уроком и восстановлению его как личности, способной задуматься о своей жизни и жизни близких.
  • Именно в Братских домах люди могут найти чуть ли не последнее спасение своей души – помним, что дьявол ходит как рыкающий лев…

Дороги в города-убежища

Дороги, ведущие в города-убежища, должны были содержаться в исправности и иметь на перекрестках дорожные знаки, указывающие направление в города-убежища.

Иудейские комментаторы рассказывают, что последнее время для обеспечения большей безопасности убежища непреднамеренного убийцы –

а) дороги, ведущие в города-убежища, всегда поддерживались в хорошем состоянии, были тщательно отремонтированы и, согласно требованиям, были шириной в 32 локтя (около 16 метров);

б) все препятствия, которые могли замедлить ноги беглеца или помешать его скорости, были удалены;

в) не осталось ни холмика, ни реки без моста;

г) на каждом повороте были установлены указатели со словами «Убежище», чтобы направлять несчастного человека в его бегстве;

 

Всё было сделано для того, чтобы спасти даже убийцу!

Дороги выравнивались, указатели стояли … – сегодня в Братские дома не стоят указатели, но всё-равно люди, понимающие, что могут погибнуть от греха – спешат и находят места для пристанища!

 

Карта с городами-убежищами

Взгляд на карту

Взгляд на карту покажет, что города-убежища были расположены таким образом, чтобы быть удаленными не более чем на сорок восемь километров от любой точки страны. Т.е. достигнуть города-убежища можно было в течение одного дня пешего пути.

Обратите внимание на параллели между временным спасением, которое предлагалось человекоубийцам в этих городах-убежищах и вечным спасением, которое предлагается грешнику во Христе. Дороги, ведущие в город, были свободны и четко обозначены, так же, как и путь спасения, чтобы никто не ошибся и не потерял свою жизнь.

Эти города были разбросаны по всей земле и расположены в пределах легкой досягаемости для всех. Кризис приводил людей в город-убежище, и часто кризис необходим для того, чтобы привести людей к Господу Иисусу в поисках прибежища.

Для провинившегося человека не существовало нейтральной полосы – или он находился в безопасности в городе или подвергался гневу мстителя за кровь.

Было бы хорошо, если Братские дома стояли бы в досягаемости – в любом регионе!

Старейшины

Прибежал? Расскажи старейшинам о себе…

Итак, грешник прибежал в город-убежище. Старейшины городов-убежищ, выслушав заявление просящего укрытия, давали ему временный приют в городе до разбора дела судом. В суд он отправлялся в сопровождении конвоя для защиты от возможных покушений мстителя. Если суд находил убийство умышленным, виновного отдавали в руки мстителя или казнили. Если же суд признавал убийство непреднамеренным, убийцу возвращали в город-убежище, где он оставался до смерти, при котором произошло убийство, после чего он не подлежал кровной мести и мог жить, где хотел (Чис. 35:25,28; И.Н. 20:6).

«И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело своё; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; пусть он живёт в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрёт великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдёт в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал». И. Нав. 20, 2-6

Человек, жизнь которого подвергалась опасности со стороны мстителя за кровь и который убегал в город убежища, должен был оставаться в городе до смерти первосвященника ради своей безопасности:

«… пусть общество решает, что с ним делать. Пусть общество рассудит, следует ли члену семейства убитого убить того человека.  Если общество решит защитить человека от семьи убитого, то пусть его отправят обратно в город-убежище, и пусть убийца остаётся там до смерти великого священника.

 

Так и в Братском доме: пришел? Расскажи о себе всё. Ответственные братья, движимые любовью к грешникам – дадут мудрый совет, рассудят как лучше поступить, от человека остается только смириться и быть послушным по Слову Божию.

 

Итак, поселился…

При поселении в город-убежище, впрочем, как и в Братский дом, есть определенные правила жизни. Некоторые рассмотрим более внимательно:

 

Оплата за жильё

Есть еще одна разница: убийца, проживающий в «городе-убежище», не должен был платить за проживание; а тот, кто жил в левитском городе, должен был платить хозяину квартиры, которую он снимал.

Если по исследовании дела оказывалось, что он повинен в умышленном убийстве, то его удаляли даже из города убежища и передавали в руки мстителя;  если же находили, что он совершил преступление невольно или случайно, то ему дозволялось жить в городе убежища, но не выходить за пределы оного до смерти первосвященника.

Разрешалось ли убийце выйти из города-убежища раньше?

Изгнанник не имел права выйти из города-убежища ни под каким предлогом, даже для того, чтобы выполнить заповедь, или чтобы дать свидетельские показания, как в имущественной тяжбе, так и в деле, когда обвиняемому грозила смертная казнь.

До этого убийца не должен был выходить за пределы города-убежища, так как вне города мститель был вправе его убить «…если же убийца выйдет за предел города убежища, в который он убежал, и найдет его мститель за кровь вне пределов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за кровь, то не будет на нём вины кровопролития». (Чис. 35: 26-27).

 

Конечно, каждый может уйти из Братского дома, насильно никого не держат – это его личное дело, но «мститель»-сатана ожидает его и может поразить!

Когда же человек умирает для греха, он начинает жить для Христа и о Христом. В этом весь секрет спасения – Христос сильнее дьявола, а потому и не имеет дьявол силы против Христа.

 

Работа

Как только человекоубийца устраивался в таком городе и получал удобное жилище, жители этого города обучали его какому-либо ремеслу или искусству, и таким образом он приобретал себе средства к пропитанию.

 

Так и в Братском доме: жилье – бесплатно, выходить за пределы Братского дома без нужды – во многих местах просто запрещено (хотя в каждом Братском доме – свои правила), работа – и здесь человек должен содержать себя. А кроме этого, содержать и свою семью (по возможности),  нести попечение об устройстве Братского дома.

 

До каких пор надо было находиться в городе-убежище?

Убийца должен был оставаться в городе-убежище до той поры, пока умрет первосвященник, в период служения которого он был приговорен к изгнанию.

В Талмуде сказано, что матери первосвященников из опасения, что беглецы будут молиться о смерти их сыновей, обеспечивали их едой и одеждой.

Некоторые исследователи полагают, что смерть первосвященника причиняет всем такое горе, что все забывают свои личные и семейные утраты, и потому у мстителей слабеет чувство гнева и озлобления против убийц их близких.

В этом же смысле говорят о том, что вступление нового лица на пост первосвященника сопровождается амнистией для отбывающих наказание преступников (во время издания этого закона первосвященник считался единственным главою нации).

 

Сколько же времени нужно находиться человеку в Братском доме? Пока он не умрёт для греха! Пока человек не только  примет Христа своим Спасителем, но и укрепится в вере – ему рекомендуют оставаться в Братском доме. Есть много примеров, когда неокрепшая душа уходила и … падала в грехах, а некоторые погибали не только духовно, но и физически.

 

В чем это актуально для нас сейчас?

Бог пророчески показывал убежище для невиновного, прямого и чистого сердцем человека, пусть даже совершившего тяжкий грех.  Эта характеристика очень важна, ибо указывает на жертву Иисуса, как на конец этого рукотворного убежища (городов). После смерти Иисуса у нас есть «вечное убежище»: «…прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Пс. 91:2.

Я вижу, что Братские дома смело можно сравнить городами-убежищами, где грешная душа в томлении от греха находит  покой у ног Христа.

Возможно, мои исследования Библии подтолкнут других для более тщательного размышления на эту тему – да благословит нас всех Господь.

Благодарен буду за ваши комментарии.

 

Павел Кузнецов. г. Новоалтайск.


Оставить комментарий Правила публикации комментариев

Комментарии(2)

Андрей 28 ноября 2022, 05:43

Никогда в этом направлении не думал. Интересные мысли, есть куда думать…

Ответить
Олег 19 апреля 2021, 13:00

В Сибири около десяти братских домов, а Церквей нашего братства наверное около сотни. В принципе «пропорции» почти соблюдены…

Ответить