Благовестие среди цыган
«Когда я начинаю какое-то новое служение, я начинаю его с покаяния»
Эту фразу однажды сказал Иван Михайлович Хорев, служитель Бийской церкви. Я тогда удивился его словам, но позднее осознал, насколько он был прав! Мы запросто можем начать новое дело, не вспоминая о прошлом. А возможно именно там, нам есть за что каяться!
* * *
На днях был в строительном магазине, нужно было кое-что купить. Купил. На выходе слышу сзади радостный возглас: «Дядя Паша, здравствуйте!».
Оборачиваюсь – молодой цыган. Разговорились. Мы в их таборе 4 года назад благовествовали. Как они с ностальгией вспоминают о наших встречах …
За последние годы мы их посещали, но всё реже и реже… Последний раз были три месяца назад и то проездом… То служение другое, то свои дела…
Спрашиваю у этого 15-летнего цыгана:
— Как вы живёте? Как друг мой Женя-толстый? Он читать еще не научился?
— Живем – слава Богу! Женя уже сына старшего женил! Но читать так и не умеет.
— А ты еще не женился?
— Да нет…. В этом году собираюсь…
— Что-то ты «засиделся» в женихах (пытаюсь пошутить я)…
— В этом году точно женюсь. И вас приглашу на свадьбу, — твердо сказал он…
Довез я его до места, куда он просил, там оказалось еще несколько таких же молодых ребят. Они все меня помнят, а я к стыду своему, забыл их по именам… Обступили меня, расспрашивают, приглашают в гости…
* * *
Приехал я домой, вспомнил, как посещали цыган. И покаялся…
Помнится я даже написал о благовестии среди цыган в «Сибирские нивы» (№ 3 за 2015 год). Поискал у себя в компьютере полный текст той статьи…
Публикую её ниже
* * *
Благовестие среди цыган
Я никогда не думал, что Господь позволит нам говорить цыганскому народу о его великих милостях. Нет, я не сомневался, что на наших путях будут люди разных национальностей, но про цыган я просто не думал… Но псалмопевец напоминает: «возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его…» Пс. 95:3.
Начало было положено в 2013 году, когда мы с группой братьев и сестер несли служение книгонош в районном центре — Первомайский Алтайского края (от Новоалтайска это примерно 50 км).
Вроде бы все было как обычно – с литературой проходили улицу за улицей, дом за домом – рассказывали о Христе, с людьми молились прямо на улице, кто желал продолжить общение – обменивались адресами, телефонами…
Проходя мимо одного дома – видим мужчина, в огороде собирает колорадского жука с картофельных кустов. Мы остановились, спросили его:
— Можно мы вам подарим книгу?
— О чем эта книга? – спросил он.
— Это Евангелие. Эта книга об Иисусе Христе.
— О, это хорошая книга! Давайте зайдем в дом, там и поговорим, — предложил он.
Мы, конечно же, согласились. Зашли в дом. Познакомились. Хозяина дома зовут Александр.
В доме все просто, чисто, уютно. Хозяин дома задает вопросы: а откуда вы, почему книги бесплатно раздаете, а сами-то верующие…, а сам заваривает чай. Причем заваривает его со знанием дела.
Осмотрелись: на стене висит календарь в восточном стиле, на холодильнике – казахстанская тюбетейка, чай заваривает – умеючи и правильно, по вопросам и его коротким ответам видно, что он не равнодушен к духовной жизни, да и вид у него восточный…
«Наверное мусульманин» — подумал я.
— Извините, за нескромный вопрос, а Вы кто по национальности? – спрашиваю я.
— Цыган.
— И лошадь есть?
— Конечно, — улыбнувшись ответил он. – Я же настоящий цыган…
После этого разговор пошел как-то проще и легче. Пробыли мы у него чуть меньше часа, а когда расставались, предложили: давайте вместе помолимся, чтобы Господь благословил вас и ваш дом, чтобы и вы имели со Христом общение. Цыган согласился.
В течение зимы 2013-2014 года мы ему отсылали открытки и письма – поздравления с христианским праздниками и с разъяснением, что это за праздники.
А весной 2014 года поехали к нему в гости.
После нашей последней встречи прошло 8 мес., но встретились так, как будто вчера расстались.
С тех пор, как только есть возможность – всегда заезжаем к нему в дом. У него всегда в доме много народу: жена, сыновья, внуки, его друзья и друзья его детей – практически всегда по 6-8 и более человек. И когда приезжаем – они откладывают все дела, слушают, задают вопросы….
Цыгане народ особенный. У них свои традиции, свой жизненный уклад. Есть цыгане, которые живут табором, а есть те, которые живут самостоятельно. Александр из тех, кто живет самостоятельно. Мужчины у них летом пасут скот, занимаются строительными работами, женщины что-то продают, но больше в доме, занимаются хозяйством.
Многие цыгане занимаются и незаконным «промыслом»: воровство, продажа наркотиков и оружия – это в их среде обычное дело. Обмануть русского – у цыгана это норма жизни… Но это все вне дома.
Если в их дом пришел гость – без чая (это минимум) – не отпустят. Уважение к гостю какое-то у них особенное, даже трепетное. Цыгане очень гостеприимные люди.
А еще цыгане сильно набожные. У каждого в доме иконы, на шее крестики, многие наизусть знают некоторые молитвы, но жизни внутри не имеют никакой. Они причисляют себя к верующим, ходят в православные храмы, соблюдают посты, но после – могут и выпить.
Семья Александра, насколько я увидел, это трудяги. Работают много, но живут скромно. И еще, что мы увидели: это огромный интерес к живой вере.
В конце лета 2014 года я позвонил брату Я.Я. Фоту с вопросом: есть ли в радиусе 1000 км. от Барнаула верующие цыгане? Подумал, что ведь цыган цыгана может лучше понять. Да и когда человек видит христианина из своего народа – он уже не скажет: «Это не наша вера».
И брат подсказал, что в Алтайском крае в Рубцовском районе (это от нас примерно 500 км.) приехал поработать цыган из Ростова. После поиска телефона этого брата-цыгана я его нашел. Звоню.
— Брат Николай?
— Да, это я….
— Брат, ты надобен Господу! – говорю ему вместо того, чтобы представиться и сказать цель звонка…
— Рад послужить, чем смогу, — услышал в ответ.
Удивительно, но брат, не зная кто звонит и для чего – как те хозяева ослика – согласился на тот труд, который ему предложили.
Договорились, что через две недели он приедет. Я звоню в село Первомайское, цыгану Александру и радостно сообщаю, что скоро приедет верующий цыган и мы вместе приедем к нему в гости.
Брат Николай приехал со своей женой и младшим сынишкой, но когда мы прибыли в Первомайское – в доме кроме хозяина дома и его жены никого не было. Это потом мы узнали, что они думали приезжий цыган едет высмотреть невесту, которую потом могут украсть и увести… Они спрятали у друзей всех девочек от 7 лет и старше.
Больше двух часов было наше общение – оказалось, что брат Николай играет на аккордеоне, а у Александра есть аккордеон. Вот так в простоте, где-то на цыганском, где-то на русском языке общались, пели, молились… У брата Николая жена еще на пути познания Бога, но и она на кухне жене Александра много свидетельствовала о Господе. Женщины нашли общий язык…
В декабре 2014 года к Александру приехал родственник из Казахстана. Тоже цыган. Зовут Коля. Он приехал заработать денег, т.к. в его местности уж вообще тяжко стало. Но и тут оказалось не лучше. Прошло два месяца – работы нет, денег нет, миграционная карта просрочена, выехать не может. И у него такое уныние духа было, что он, взрослый мужчина, а сидит, слушает весть о Христе и на глазах слезы от безысходности. Мы сначала думали у него печаль о своем положении духовном, а оказалось – печаль мирская.
Когда мы узнали о причине его тоски, то предложили молиться и довериться Богу. Иисус знает все нужды и проблемы и Он может все сделать совсем не так, как думаем мы. И это его ободрило.
Забегая вперед скажу, что его вопрос решился – братья помогли ему уехать в Казахстан и когда прощались на вокзале – он плакал от счастья и благодарил Бога, что его вопрос решился!
* * *
В марте 2015 года группа цыган-благовестников из Закарпатья была в Сибири и, в т.ч. в Барнауле было назначено евангелизационное служение. Мы узнали об их приезде накануне и поехали с братом Алексеем Жмыховым по нашему городу искать цыган. Проехали один район, второй, отдаленные районы (цыгане, как правило, селятся на окраинах населенных пунктов, – прямо как в песне о цыганах: «На холме высоком, на краю села, Там живут цыгане в таборах сдавна…»).
Нашли несколько семей, но они настолько все озабоченные суетой, что видно было, что им ничего не надо…
Уже стало темнеть и на автозаправке работник, у которого спросили, знает ли он где живут цыгане – предложил съездить в Бажово, на заимку. Мы поехали. Приехали туда, когда уже стемнело. По дороге встретили цыганку – она подсказала, как доехать до табора.
Подъезжая к табору, увидели огромный костер, а вокруг – много детей, молодежи, молодых мужчин.
Подъехали, посигналили, вышли из машины. Нас сразу окружили цыгане: все здороваются, сразу знакомятся (!)…
Подошли мужчины, мы им сразу сказали, что мы христиане и завтра у нас проездом будут верующие цыгане – будут о Боге говорить, о цыганской жизни, о покаянии грехов, о благословении, которое дает Иисус Христос, всем, кто верует в Него. Цыгане проявили огромный интерес.
В этом таборе почти 100 цыган. Они живут в огромных домах (по нашим меркам). Работают строителями, покупают и перепродают черный и цветной металл, выплавляют цветной металл и сдают его на лом… В таборе много детей. Но, к сожалению, многие не умеют читать, не ходят в школу. Цыгане живут в своем мире, который отличается от привычного нам. Там мальчики в 14 лет женятся и это в порядке вещей, с этого времени они начинают работать, обеспечивать семью. Девочки в 13-15 лет выходят замуж, рожают, воспитывают детей. До восемнадцати лет такие молодые семьи живут вместе с родителями, потом им семья помогает построить свой дом. Все праздники и вообще всё они решают вместе, сообща.
На следующий день, приехавшие братья-цыгане, по совету местных служителей, решили сами заехать в этот табор и пригласить цыган на Богослужение.
День недели – понедельник, время – середина дня, но когда приехали в табор и посигналили – цыгане и их дети высыпали на улицу.
Видя по внешности «своих», спрашивают:
— Ром?
— Ром!
«Ром» — по-цыгански: «цыган». Они сразу стали задавать вопросы по-цыгански, братья им отвечали, тоже по-цыгански. После первого такого знакомства братья достали гитару и запели:
«Манит сердце мечтаю,
Высь небес голубая,
Нашей общей судьбою,
Стала вера живая…».
Цыгане слушали открыв и глаза, и рот! Они наверное впервые слышали как поют христиане из их народа! Причем некоторые куплеты песни они пели на цыганском языке. Последний припев:
«Он нас сделал родными,
Он нас сделал друзьями.
Дал нам новое имя,
Нас зовут – христиане» — пели уже все вместе! После пения – зашли в дом. В большой комнате по периметру сели на диваны и стулья больше 40 человек – и еще в этом помещении два раза по столько же вошло бы! Пришли дети, подростки – сели у ног, слушают.
Братья рассказывали о том, как Иисус Христос меняет жизнь того, кто знает Бога. О том, как грех разрушает жизнь, что нужно сделать, чтобы иметь счастье в этой жизни и в вечности. Говорили как Христос действует в жизни цыган. Говорили и пели. Звучала речь на русском и на цыганском наречии.
Когда братья показали им слайд-фильм о жизни цыган-христиан, на одном из слайдов они оживились – они увидели свою родственницу, которая живет в Закарпатье и стала христианкой! Для них это было большим свидетельством.
Но у всего есть начало и конец. Пришло время и тут расставаться – у цыган спросили: хотели бы вы вместе послушать о Боге и помолиться Ему – как отрадно было слышать, что они готовы.
Братья уехали в Барнаул, до евангелизационного служения оставалось три часа – цыгане, хоть и согласились, но … попросили время подумать и определиться, кто поедет.
С цыганами из Первомайска мы приехали ко мне домой. Пообедали, стали слушать диск с общения в Омске цыган. Читается Слово, пение, стихи… Коля слушает, а на глазах слезы.
— Коля, что случилось? – спрашиваем.
— У меня сердце плачет…
— Опять о своей проблеме?
— Уже нет, о том, что я грешник.
— Коля, тебе перед Богом склониться надо и покаяться, — советуем ему.
— Я знаю, — вытирая слезы говорит он, — Я в церкви покаюсь! – твердо сказал он.
В назначенное время позвонили в табор – оказалось, что они решили ехать … почти всем табором, но у них нет машин – все мужчины на машинах уехали на работу и вернутся поздно. С Новоалтайска приехало за ними три микроавтобуса – посадили столько, сколько смогло войти!
На служении – половина из приехавших цыган вышли молиться. С села Первомайское — цыгане Коля и Александр вышли осознанно покаяться в своих грехах.
Из цыган с табора – примерно половина склонились перед Господом. Отрадно было видеть, что люди склоняются перед Богом на колени и просят прощения за грехи свои.
Братья-цыгане уехали, но из Новоалтайска туда стали еженедельно ездить братья – беседы, пение, вопросы о духовной части нашей жизни – постоянно. Там нет привычного нам Богослужения. У нас живое общение. Бывало в начале, что кто-то приходит на эти беседы с пивом или с сигаретой. Мы им сразу объяснили нашу позицию и уже не мы – сами цыгане просят таковых отойти.
Цыгане очень любят своих детей (впрочем, как и любые родители) и их сильно интересует вопрос взаимоотношений: Бог – родители – дети. Они хотят воспитать своих детей, чтобы они не грешили, чтобы они были лучше. Но когда им говорим, что для этого вы сами должны не грешить, ведь дети берут пример с родителей – они соглашаются.
Интересен тот факт, что цыгане, особенно дети, не умеют читать, но поют и знают… наши песни! Просят, например: «Давайте споем: «Славьте Бога, Славьте в песнопенье…» мы сначала удивились – откуда они знают эту песню? Мы же ее здесь пели только один раз, и то полтора месяца назад. Оказалось, что цыганские дети записывают песни на видео (на телефон), а потом просто эти ролики прокручивают по много раз, подпевая и запоминая слова и мотив.
Цыгане, это народ, который любит петь. И когда мы на общении с ними поем – они тоже вместе снами поют и прославляют Бога.
Сегодня, когда мы приезжаем в табор, нас с радостью встречают и дети, и взрослые – в таборе образовалась небольшая группа из тех, кому не просто интересно общаться, а тех, кто действительно хочет больше узнать об Иисусе Христе. Это как правило молодые мужчины от 20 до 35 лет, дети. Женщины тоже приходят, слушают, но, как правило, они соблюдаю субординацию и сидят в сторонке. На встречи приходят с удовольствием. У некоторых уже заготовлены вопросы, на которые они хотят получить ответ. Мы не только стараемся ответить им, но и привести к понимаю и познанию Бога, через Иисуса Христа. Мы подарили им литературу, но как оказалось, самая популярная у них стала… Детская Библия. Она написана простым языком и … с картинками.
Одна цыганка рассказала, что на других книгах дети рисуют, вырывают листочки, но с христианской литературой – относятся очень бережно!
Когда наше общение заканчивается, мы молимся о благословении этого народа, о том, чтобы каждый из них мог найти живую веру в Господа нашего Иисуса Христа. Но один раз заканчивая такое служение предложили цыганам:
— Друзья, вам тоже надо молиться!
— Но мы не умеем, как вы, — слышим в ответ.
— Молитва, это разговор человека с Богом, молитесь так, как умеете: просите прощения за грехи, просите благословения на будущее себе и детям вашим, просите Его, чтобы вы лучше могли Его узнать и иметь общение…
— А можно молиться на цыганском языке, — спросил цыган.
— Можно, молись первый, — предложили ему.
Удивительное делает Господь – цыгане склонили колена и стали молиться.
В таборе принято решение этим летом строить свою, цыганскую школу. Негоже, когда дети не могут прочитать книгу, не знают элементарного – так рассудили цыгане. И хотя они и сами строители, но когда мы им предложили некоторые советы – охотно приняли их. Им уже выделена земля для школы, есть договоренность с одной общеобразовательной школой города, что они выделяют учителей.
Уезжая очередной раз из табора, мы с братом радовались, что Господь открывает сердца цыганскому народу. Что не только взрослые, но и дети хотят больше знать об Иисусе Христе.
В середине апреля 2015 года на пороге нашего молитвенного дома появились двое цыган из этого табора. Зашли посмотреть, пообщаться…
Цыгане – такой же народ, как и любой другой. И в этом народе есть грешники, которые нуждаются в Спасителе. Друзья, молитесь о цыганах и Господь пошлет пробуждение этому народу и уже этот народ будет говорить: «… уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» Иоан. 4:42.
П. Кузнецов.
* * *
Друзья, поддержите нас в молитве, чтобы благовестие и в этом таборе продолжилось. Чтобы Господь расположил и наши сердца и цыганские…
Оставить комментарий Правила публикации комментариев
Пока ни одного комментария, будьте первым!