Братские дома: двадцатилетний путь
«Спасай взятых на смерть,
и неужели откажешься от
обреченных на убиение?»
Пр. 24:11.
Экскурс в историю
Свет Евангелия способен изменить даже самых падших людей, преступников. Спасение таких людей началось еще на Голгофе: сам Христос на кресте пообещал раскаявшемуся грешнику вечную жизнь — «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» Лк. 23:43
Позже апостолы не упустили возможности благовествовать среди заключенных. Например, Павел и Сила делали это своим восхвалением Бога в темнице «около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их». Деян. 16:25.
В России системное евангельское тюремное служение началось во второй половине IXX века. После приезда в 1874 году в столицу России лорда Редстока в Петербурге началось евангельское пробуждение, вошедшее в историю России как «движение пашковцев». Сам петербуржский аристократ Василий Александрович Пашков, искренно приняв Иисуса Христа как своего Спасителя – стал ревностным проповедником Евангелия. Он ходил в больницы и тюрьмы, чтобы и больным и заключённым принести благую весть о Христе. Также и Модест Андреевич Корф указывает в своих воспоминаниях, что ему приходилось «часто ездить в разные тюрьмы».
Проповеди среди заключенных посвятил себя и Фридрих Вильгельм Бедекер, который вместе с Иваном Вениаминовичем Каргелем на рубеже ХХ века посетители в качестве миссионеров тюрьмы и каторги, как в Европейской, так и в Азиатской России, доезжая даже до Сахалина. Они раздавали заключенным Евангелия, Новые Заветы и брошюры, дозволенные цензурой, говорили заключённым о любви Божией, о грехе, о покаянии и прощении…
Времена относительного спокойствия, сменялись временами притеснений и гонений, но христиане, даже находясь в узах, проповедовали и прославляли Бога. От революции до перестройки – это период страданий за веру. Были годы относительного затишья, но потом опять начинались гонения. Благовестие в колониях было запрещено, но Господь направлял братьев исполнять «посольство в узах».
Сначала сеяние, потом жатва
Еще живы свидетели, когда наши отцы и деды за веру уходили в узы, там они свидетельствовали о спасении, о Христе! Сегодня мы имеем много воспоминаний об их встречах с грешниками, которые заканчивались покаянием и изменением мышления осужденных.
Один лишь эпизод: в 1986 году, в колонии, к отбывающему третий срок за веру в Евангелие, служителю Новосибирской церкви Крекеру Корнею Корнеевичу пришел заключенный – Виктор Лесков, у которого на душе были большие переживания:
— Ты верующий? Можно поговорить с тобой? — спросил он у брата.
Опасаясь провокации со стороны администрации колонии, брат спросил открыто:
— А ты не «подсадной»?
— Кто, я? Да ты что! ….
Они хорошо поговорили. Впоследствии в беседах Корней Корнеевич убеждал Виктора открыть своё сердце Богу, довериться Ему и в 1990 году, в промзоне колонии, еще один грешник склонил колени…
В 1987 Корнея Корнеевича, реабилитировали и освободили. После освобождения он, вместе с братьями поместной церкви получили разрешение на благовестие в новосибирских колониях и на одном из благовестий встретили того самого Виктора… Прошло время, Виктор освободился, пришел в церковь, принял крещение. А сегодня уже его дети обратились к Богу.
За время благовестия в колониях – администрация пристально смотрела за христианами, но всегда убеждалась в чистоте помыслов и их искренности. Они видели, как умиляются от слушания Слова Божьего сердца и осужденных, и их охранников. Как и те, так и другие – незаметно для других вытирают слёзы, слушая о страданиях Иисуса Христа. А когда на призыв покаяться и изменить свою жизнь выходили, склоняли колени и сердце перед Богом заключенные, имеющие определенный авторитет и статус в зоне – многие поражались происходящим переменам.
За время посещения зон – сотни человек покаялись, многие из них встав на христианский путь, получили рождение свыше. Но они нуждались в христианском общении, в душепопечении, в возрастании в вере. Проходило время, они освобождались.
Истоки …
90-е годы прошлого столетия – были годами открытых дверей для благовестия в зонах.
После освобождения бывшие осужденные приходили в церковь. Но не все смогли устоять перед соблазнами этого мира. Некоторые уходили, грешили, опять попадали в тюрьму.
Для тех, кто решил твердо стать христианином — снимали жилье (речь идет о Новосибирской церкви – прим. автора), где они могли бы жить. Некоторых, сын Корнея Корнеевича (тоже Корней Корнеевич-младший) – брал к себе домой.
Имея своих 11 детей и гостей, бывших осужденных, в доме жить было непросто! Братья, кто подвизался за это служение – в молитве и посте вопрошали к Богу с вопросом, как решить эту проблему?
Иисус сказал: «…один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Матф. 23,8). Всех Своих учеников Он называл не иначе как «братья», так и пришло понимание создать дом и назвать его «Братским домом» — домом, где братья, освободившиеся из мест лишения свободы, смогут полноценно жить и возрастать в вере.
В марте 1999 году, в Новосибирске, был куплен, обустроен и освящен первый в нашем братстве «Братский дом». Изначально в него принимали только братьев, уверовавших в зонах. Тех, кто искренне обратился к Богу.
Внутренние порядки, дисциплину, правила приёма, ухода и даже выдворения – братья устанавливали сами, советуясь с местными служителями, нёсшими душепопечение за них.
В этом доме регулярно проходили хорошие общения, приезжали гости, которые засиживались за беседой до утра.
Братья из бывших осужденных не только жили в этом доме, но и вникали в Слово, молились и постились, работали в городе. Одним словом учились жить заново, по-христиански. Они вливаясь в церковь, «растворялись» в ней, прославляя Бога.
В европейской части страны, примерно в это же время, весной 1999 года – Алексей Яковлевич Куркин, встретил на дороге человека, без определенного места жительства, который проделал большой путь, чтобы встретиться с верующими. Он его взял к себе домой, а уже летом этого же года появился Братский дом в г. Лиски Воронежской области.
Братский дом
В начале нулевых годов доступ в колонии с благовестием стали ограничивать.
Братские дома стали появляться в других городах, туда стали принимать не только бывших осужденных, но и любого, кто хотел, но не мог избавиться от греховной зависимости.
При поступлении в Братский дом, прибывший должен иметь твердое намерение изменить свою жизнь, у него должно быть желание не только здесь жить, но и выполнять Правила внутреннего распорядка, не отказываться ни от какой работы. В Братский дом принимают только лиц, достигших совершеннолетия и не имеющих проблем с правоохранительными органами.
Не только сигареты, спиртное, но и амулеты, азартные игры, сквернословие и даже рассказы о своей прошлой жизни, оскверняющие слух, могут быть причиной «предупреждения», а впоследствии и выдворения из Братского дома. В Братских домах сами братья приняли решение: кого выдворяем или кто уходит без примирения из Братского дома материальная помощь не оказывается. Дорога в ад не финансируется!
В Братском доме вновь прибывшему предоставляется спальное место с необходимыми принадлежностями. Братский дом это не шикарная гостиница. Это простое скромное жилище, где человек может найти успокоение для души. Ежедневно в Братском доме проходит чтение Библии, беседы с более зрелыми христианами. В Братском доме нет цели создать человека не пьющего, не курящего, не ворующего. Здесь цель, чтобы человек научился жить с Богом, со Христом, и только находясь во Христе человек не будет пить, курить, воровать… Потому что испорченную личность человека – ни Братский дом, ни другой человек исправить не смогут, это сможешь сделать только Иисус Христос.
Братья, находящиеся в Братском доме самостоятельно работают, чтобы содержать себя. Как показывает практика, большинство Братских домов находится на самообеспечении.
Братья в Братском доме не только живут, изучают Библию, работают, но и вливаясь в жизнь церкви — трудятся. Уже есть многодетные отцы и рукоположенные служители церкви.
Сестринский дом
Не только мужчины, но и женщины нуждаются в спасении.
Однажды осенью 2007 года служитель Таштагольской церкви Ф.З.Сальников проходя по улице, увидел пьяную замерзающую женщину. Температура на улице была ниже 30 градусов. Женщину поднял, привёл к её мужу.
После молитвы и не долгих размышлений с братьями было принято решение создать Сестринский дом по аналогии с Братским. Так, осенью 2007 года появился первый Сестринский дом. Через несколько месяцев, зимой 2007 года появился Сестринский дом в Прокопьевске Кемеровской области. Опыт работы в Братских домах, правила, порядок и прочие условия — очень пригодились братьям на этом служение.
Посещая женщин в колониях — многие из них принимают благую весть. Есть примеры, когда женщины уверовав в колонии, после освобождения прибывали в Сестринский дом, а потом принимали крещение.
Всё новое не всегда принимается сразу. Не все понимали ответственных братьев, когда они стали создавать Сестринские дома. А сегодня мы видим результаты этого служения: женщины, как когда-то Мария Магдалина, каются, обращаются к Богу.
Семейный дом
Если человек решил изменить свою жизнь, но у него самого не хватает сил — его направляют в Братский или Сестринский дом. Но бывают ситуации, когда оба супруга грешат, но они оба желают изменить свою жизнь, обратиться к Богу. Как быть? В городе Таштагол Феопент Захарович именно для таких семейных пар создал Семейные дома. Дома небольшие: как правило, это веранда, кухня (она же гостиная), детская комната и комната для родителей.
Семья, проживающая в этом доме, самостоятельно устраивает свой быт, делает косметический ремонт. Родители работают в городе, зарабатывают средства на жизнь, полностью содержат себя и свою семью. Если в таких семьях есть дети, они посещают воскресную школу, летом вместе с другими детьми выезжают в детские зимние и летние лагеря.
Семьи, проживающие в Семейном доме, живут по правилам Братского дома. Они ходят на Богослужение, их также посещает служитель, но семья не разделяется, а вместе проходит период духовного становления. И только после укрепления в вере и восстановлении в церкви они уезжают на свое место жительства.
Сегодня в Таштаголе создано 5 семейных домов. И строительство новых — продолжается.
География служения
Создание Братских домов в нашем братстве проходит в течение 20 лет!
Братья, видя погибающих, как добрые самаряне спешат на помощь, чтобы спасти души людей! Видя их трудности и переживания, одних брали к себе домой, другим создавали условия для жизни.
Прокопьевск. Один из братьев пожертвовал свой дом на это служение.
Таштагол, Кемеровская область. Брат Феопент Сальников несколько лет принимал грешников в свой дом. И Бог усмотрел покупку домика, из которого впоследствии был сделан Братский дом.
Новосибирск. Анатолий и Тамара Маевские приглашали к себе бездомных, пьяниц и наркоманов. Впоследствии для них из гаража был сделан домик. Он ремонтировался, расширялся. Сегодня (это был второй Братский дом в Новосибирске) вмещает до 20 человек.
Всего же в Сибири – 10 братских, 3 сестринских, 5 семейных домов.
Новочеркасск. Брат Николай Васильев — приглашал людей к себе домой, они жили у него в доме. Вместе с ним и его семьей молились, вместе читали слово Божье, вместе кушали. Впоследствии был сделан Братский дом.
Сейчас в Ростово-Донецком объединении 5 братских, 2 сестринских дома.
Посёлок Юргамыш на Урале. Брат Василий Васильевич Борванов решил сделать из собственной бани небольшую гостиницу для таких потерянных людей…
Сегодня в Уральском объединении 5 братских домов 1 сестринский…
За последние 20 лет в 12 объединениях нашего братства появилась более 40 братских, сестринских и семейных домов. Еще в братстве около 10 домов уже строится или планируется открыть в этом году.
Не только в России, но и Германии, США, Украине, Белоруссии, Эстонии, Киргизии, Казахстане — уже работают Братские дома.
Жатвы много, а делателей мало…
Служение в Братских домах — это один из видов благовестия, эффективного, практического благовестия. Там, где есть Братские дома, некогда «расслабляться», «спать» — там ежедневно нужно трудиться. Это полезно и христианам, и грешникам.
Евангелие – это благая весть о спасении, и эту весть нужно говорить людям не взирая на лица. В этом и состоит воля Божья. Молитесь и подвизайтесь! На этой ниве нужны труженики! Сила Духа Божьего, а не мудрость человеческая должна быть во главе этого дела.
Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» Лк. 10, 2.
Павел Кузнецов, г. Новоалтайск
Оставить комментарий Правила публикации комментариев
Комментарии(1)
Тема хорошая, актуальная. Посоветуйте братьям чаще о ней в «Вестнике истины» писать