Логотип сайта

История евангелизационного тюремного служения в России

Изображение записи
Фридрих Вильгельм Бедекер

Историки говорят, что в истории можно «оставить след», а можно… «наследить». 

Давайте вспомним о том, как, более 140 лет назад, начиналось евангельское тюремное служение в России


Одесса, 1877 год. К пристани подходит пароход из Англии. На берег сходит высокий пожилой господин с длинной седой бородой. Его багаж состоит из множества огромных тяжёлых ящиков.

– Что у вас там? – спрашивает таможенник.

– Библии и Евангелия,– отвечает пожилой господин.

– Хорошая сказочка! Что вы собираетесь делать с ними?

– Раздавать их в тюрьмах и…

– Вы хотите сказать «продавать их»? Но у заключённых нет денег!

– Я хочу раздавать их даром. У заключённых есть души.

– Вы хотите раздавать своё добро даром? Позвольте-ка мне открыть ящик!

– Сколько угодно!

В каждом ящике было только Священное Писание.

– Кто вы, господин? Вы говорите, что вы из Англии?

– Да.

– И вы приехали в эту страну дарить Библии русским преступникам?

– Да.

– У вас, должно быть, хорошая зарплата за такую работу?

– Я не получаю никакой зарплаты.

– Кто же оплачивает вам издержки?

– Я их плачу из собственного кошелька.

– Что? Вы?

– Да, я плачу из собственного кошелька.

– Такой человек, как вы,– один из миллиона! Мы вам бесплатно доставим эти ящики!

Этого человека звали Фридрих Вильгельм Бедекер (на фото). Он имел учёную степень доктора философии и поэтому вошёл в историю российского евангельского движения, как «доктор Бедекер».


Вернёмся в недалёкое прошлое. Зачем нужно было обеспеченному человеку с хорошим образованием, в жизни которого всё устроено, ехать в далёкую и холодную Сибирь, на свои средства покупать книги и бесплатно раздавать их… заключённым? Что двигало Фридриха Бедекера на это? Какая сила побудила его раздавать своё имение среди отверженных обществом людей? Это сила Божья и любовь к погибающим грешникам! Кто не пережил рождения свыше — этого не понять.

Сегодня у доктора Бедекера есть последователи: те, кто искренно, бескорыстно хочет донести весть о спасении до осуждённых и людей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Друзья, молитесь об этом служении, и Господь обильно его благословит!


Доктор Фридрих Бедекер родился в 1823 году в Германии. Его родители не были верующими людьми. Закончив университет, он получил степень доктора философии. Затем была служба в армии.

Изначально доктор Бедекер не признавал ни одной из религий и гордился своим неверием. В 1866 году в город, в котором он жил, для проведения богослужений приехал лорд Редсток. Знакомый пригласил Бедекера послушать знаменитого проповедника, и тот, хотя и неохотно, согласился. После посещения нескольких собраний у Бедекера состоялась личная беседа с Редстоком. Если бы мы их увидели в конце беседы, то удивились бы: двое представительных мужчин, стояли на коленях и молились Богу.

После встреч с Редстоком Бедекер стал христианином. Он был талантлив, прекрасно образован, свободно владел тремя языками и вскоре начал сам активно проповедовать Иисуса Христа.

Лорд Редсток представил его нескольким обращённым через своё служение дворянам из Санкт-Петербурга, и Бедекер почувствовал призыв Бога служить Ему в России. В 1877 году он вместе с женой переехал в Санкт-Петербург, где они прожили три года, занимаясь большей частью евангелизационной работой среди немцев, проживавших в городе и в других местах Российской империи. Зная, сколько людей находилось в то время в тюрьмах и на каторжных работах в России, а особенно в Сибири, он не раз восклицал: «Ах, если бы мне разрешили проповедовать Христа заключённым!»

О желании Бедекера стало известно графине Елене Ивановне Шуваловой из Санкт-Петербурга, которая была подругой императрицы. Графиня обсудила этот вопрос со своим мужем — граф Пётр Шувалов был начальником 4-го отделения, т.е. стоял во главе Главного Жандармского Управления.

Однажды они встретили начальника тюрем прямо на городской улице. Графиня попросила разрешение на посещение доктором Бедекером тюрем, где бы он мог беседовать с заключёнными о Священном Писании. Будучи человеком религиозным, начальник одобрил это предложение. Он захотел встретиться с Бедекером.

Встреча оказалась очень полезной. Начальник сообщил интересные сведения о разных типах тюрем и каторжных поселений, в частности о тех, в которых Бедекер хотел побывать. Он предложил Бедекеру посетить Восточную Сибирь и Сахалин, а также посоветовал до поездки отправить посылки с экземплярами Библий и Нового Завета в тюрьмы, которые доктор планировал посетить. Начальник тюрем выписал Бедекеру пропуск. В нём, кроме всего прочего, говорилось: «Доктору Бедекеру поручено выполнить особое поручение, соответственно которому он должен посетить сибирские тюрьмы и снабдить заключённых книгами Священного Писания». Так Бог чудесным образом открыл ему дверь для служения тем, кого общество отвергло и желало забыть.

Когда в эти годы Иван Вениаминович Каргель (1849–1937) вернулся из Финляндии, он с женою и четырьмя дочерями поселился в Петербурге.  Не раз он сопровождал пожилого брата д-ра Бедекера на его путешествиях до самой Сибири.

Началось служение, которому суждено было длиться восемнадцать лет и которое достигло многих уголков необъятных просторов Российской империи от Таллина до Баку, от Варшавы до Сахалина. Перед тем как поехать в Сибирь доктор Бедекер несколько лет работал в качестве миссионера в Западной России, где широко распространял Слово Божье – Библию.

В 1887 году он отправился в Томск для того, чтобы познакомиться с условиями сибирских тюрем и подготовиться к поездке на Сахалин в следующем году (в то время ещё не существовало Сибирской железной дороги). Во время поездки доктора Бедекера сопровождал в качестве проводника и переводчика Иван Вениаминович Каргель. Бедекер был доволен, что его спутником оказался прекрасный служитель, мудрый, богобоязненный и опытный человек. Его помощь и усердие он не раз отмечал с благодарностью в своих письмах и дневниках.

Доктор Бедекер посещал тюрьмы, как в Европейской, так и в Азиатской России, доезжал даже до Сахалина. Он раздавал Евангелия, Новые Заветы и брошюры, дозволенные цензурой, говорил заключённым о любви Божией, о грехе, о покаянии и прощении. И.В. Каргель переводил его английские речи на русский язык.

Доктор Бедекер умел подходить к властям и обретать доверие правительства. Ему, как ни странно, не ставили никаких препятствий. Я думаю, что это частью объясняется его мудрым поведением. Он не собирал денег и воздерживался за границей от рассказов о том, что он видел во время своих путешествий. Средствами на поездки доктора Бедекера щедро давались нашими верующими, из которых некоторые были довольно состоятельными. Божья рука была над верным Его служителем, и Бог благословлял его.

 

Доктор Бедекер посеял бесценное семя в Сибири более 140 лет назад. Как ему было бы приятно узнать, что впоследствии в тех местах, которые он посещал, стало много верующих, что там построено много церквей, проводится большая евангелизационная работа. Одним словом, евангельская весть распространилась по всей Сибири.

Прошли годы… Несмотря на суровые репрессии, христиане продолжали совершать это служение, но уже находясь в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. Посольство в узах дало хорошие результаты: одни обратились к Господу, другие после покаяния сами стали серьёзными проповедниками Евангелия. На новых местах образовывались небольшие группы верующих, особенно там, где братья отбывали ссылку.

После распада СССР в России снова стали открываться двери исправительных учреждений для проповеди Евангелия.

 

*  *  *

Сегодня христиане, ревнующие о деле приобретения душ для Христа, стали приобщаться к этому служению. Так, в Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Омской, областях, в Алтайском и Красноярском краях, в Якутии и многих других регионах России, а также в Украине, Латвии, Казахстане и Киргизии систематически стала проводиться работа среди осуждённых. Многие церкви пополнились пришедшими из мест лишения свободы братьями и сёстрами во Христе.

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (Первое послание к Коринфянам 9, 22).

В материале использованы исторические материалы
Роджера Вейла и Ливен Софии Павловны
.

 

 

 


Оставить комментарий Правила публикации комментариев

Комментарии(2)

Иван 07 марта 2019, 21:38

Человек решил, что люди больше всего нуждаются в такой помощи и дейстовал в духе этого решения. Ничего плохого в его замысле я не вижу.

Ответить
Александр 07 февраля 2019, 11:24

Хорошая информация. Рекомендую.

Ответить